Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Русская версия сайта Английская версия сайта Китайская версия сайта Перейти на главную страницу

О нас Новости Программы обучения Online-обучение Работодателям        Поиск Войти
Новости
  • Наши новости
  • Публикации
  • Нормативные документы и приказы
  • О ВШГА МГУ
  • Миссия
  • Преимущества
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Диссертационный совет МГУ.08.08
  • Международная деятельность
  • Попечительский совет
  • Студенческий совет
  • Администрация
  • Магистранты
  • Общежитие
  • Преподаватели
  • Учебная часть
  • Партнеры
  • Спонсоры
  • Ссылки
  • Контакты
  • ПОЗНАВ СОВЕРШЕНСТВО, не соглашайтесь на компромисс!




    ВШГА МГУ - это подготовка кадров среднего и высшего звена для органов государственной власти РФ, крупных государственно-частных корпораций и бизнес-структур.

    ВШГА МГУ - это обучение на основе лучшего опыта зарубежных школ публичной администрации и традиций российского образования.

    ВШГА МГУ - это интересное общение в дружном коллективе.

    Высшая школа государственного администрирования - факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, член Международной ассоциации школ и институтов администрирования (IASIA) и Европейской группы государственного администрирования (EGPA).




    18.04.07

    Новая парадигма государственного управления «Good Governance»: пример Японии как перспектива для стран СНГ

    Новая концепция понимания государственного управления отражена в понятии «Good Governance», которое не имеет в русском языке точного эквивалента и впервые было предложено в 1997 г. в документах Программы развития ООН. В этих документах эффективное госуправление рассматривается как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях.

    Источник: Менеджмент в России и за рубежом №1/2004, автор: Саханова А.Н.

    Новая концепция понимания государственного управления отражена в понятии «Good Governance», которое не имеет в русском языке точного эквивалента и впервые было предложено в 1997 г. в документах Программы развития ООН. В этих документах эффективное госуправление рассматривается как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Предполагается, что управление строится на основе принципов разделения властей, народовластия, выборности и сменяемости высших должностных лиц, подотчётности институтов исполнительной власти, верховенства закона, политического плюрализма, инклюзивности и транспарентности, партисипативности, независимости средств массовой информации, имеет демократический характер. Одновременно эффективность управления понимается как достижение целей в установленные сроки и с минимальными затратами общественных ресурсов. Сочетание демократичности и эффективности взаимно предполагают и обуславливают друг друга.

    Концепция «Good Governance» нашла отражение и в Японии. Проанализируем её применение в развитии системы японского госменеджмента. Возможно, эти уроки будут полезны и на пространстве СНГ. (Рекомендации выработаны автором по результатам стажировки в Японии.)

    Миссия правительства Японии состоит в предоставлении необходимых услуг через соответствующую политику «GEMEINSCHAFT» и программы социально-экономического развития. В концепции «GEMEINSCHAFT» главная задача — обеспечение комфорта членов общества и удовлетворение индивидуальных запросов. Критерии следующие: внутренняя солидарность, справедливость, отсутствие зависти, инвестиции в будущее поколение. Оценка способностей человека производится каждым по собственной шкале. Хотя конкурентоспособность является первым условием для производственной сферы, она не является существенной характеристикой госуправления. Вместо этого особое значение имеют равенство и справедливость. Японское правительство осуществляет реформирование системы управления. Полномочия правительства поделены между тремя ветвями власти. Законодательная власть состоит из парламента (палаты представителей, палаты советников, суда по вопросам импичмента, комитета по вопросам обвинительных актов, парламентской библиотеки). Исполнительная власть объединяет кабинет министров, совет аудита, офис премьер-министра, министерства: финансов, образования, здравоохранения и благосостояния, сельского хозяйства и рыболовства, внешней торговли и промышленности, транспорта, почты и телекоммуникаций, труда, строительства, внутренних дел. Судебная ветвь — верховный суд, высший, окружной, семейный, общий суды, комитет следственного ведения.

    Организационная структура правительства схожа со структурой правительств в других странах. Важное отличие состоит в наличии девяти агентств, которые находятся при офисе премьер-министра. Несмотря на то, что данные агентства координируют работу соответствующих областей деятельности, обязанности двенадцати министерств остаются в силе. Максимальное количество министров фиксировано: не более 20. Типичная организационная структура министерства представлена министром и вице-министром (членами парламента), административным вице-министром (профессиональным госслужащим), секретариатом (отделения), бюро (отделения), агенством (департаменты), исследовательским институтом. Функции управления поделены между Министерством финансов и Агентством менеджмента и координации. Министерство финансов отвечает за координацию политики и действий министерств посредством бюджета, Агентство менеджмента и координации ответственно за госуправление (организационная структура, обязанности госслужащих). Функции Агентства менеджмента и координации предписаны Национальной правительственной организацией права. Это:

    • планирование основных административных вопросов;
    • координация и интеграция организационной структуры, фиксирование количества персонала;
    • обзор, планирование и развитие программ;
    • пересмотр структурного устройства, вопросы упразднения госкорпораций;
    • пересмотр устройства административных органов и фиксирование их количества;
    • совершенствование информационной системы и управление межминистерским компьютерным центром.

    С целью ограничения роста административных органов и госкорпораций правительство проводит регулярную «чистку». Это вынуждает каждое министерство пересматривать обоснование своего существования. Создание новой организационной единицы должно быть компенсировано уничтожением равноценной ей, что способствует динамичной реструктуризации министерств, контролю роста численности персонала.

    Механизм контроля рабочей силы базируется на законе об общей численности персонала, принятом в 1967 г. и Плане сокращения персонала. Закон определяет верхнюю границу общего количества персонала, работающего полный рабочий день (899 333 чел.). В дополнение к верхней границе общего числа персонала правительство выполняет план по систематическому сокращению персонала. Размеры сокращения для каждого министерства определены с некоторым дейдвудом. Успех осуществления плана сокращения персонала за последние тридцать лет очевиден: в среднем ежегодно сокращалось 10 000 человек.

    Параллельно плановому сокращению персонала каждое министерство имеет возможность ежегодно увеличивать количество персонала. Просьба об увеличении количества персонала для удовлетворения важных потребностей рассматривается Агентством менеджмента и координации. Общая численность правительственного персонала не должна выходить за верхнюю границу, установленную законом.

    Правительственная реформа в Японии берёт начало в ноябре 1945 г. Первоначально реформистские меры были сконцентрированы на главных вопросах, таких как: улучшение предоставляемых услуг, повышение эффективности госслужб, устройство и обновление правительства. Однако большинство рекомендаций не были выполнены.

    В течение 70-х годов Япония стояла перед лицом экономических и экологических трудностей, вызванных нефтяным кризисом. В марте 1981 г. была создана вторая временная комиссия для проведения реформ. Задачами её были пересмотр механизмов госуправления, проведение исследований и составление рекомендаций в помощь правительству. Конечный доклад комиссии был представлен в марте 1983 г. Главной целью реформы было восстановление финансового здоровья путём снижения расходов без повышений налогов. Два вопроса — создание обеспеченного общества и благоприятное содействие мировому сообществу — были определены в качестве целей правительства. Дополнительно были поставлены ещё четыре цели: реагирование на изменения и адаптация к ним, сохранение последовательности в политике, повышение эффективности совершенствования правительственных действий, приобретение доверия народа. Большинство этих целей были достигнуты.

    Организационная структура правительства стала проще, эффективней, адекватней изменяющемуся социальному и экономическому окружению. Несмотря на то, что реорганизация происходила по принципу «чистки», с целью удовлетворения новых потребностей были созданы новые агентства (Агентство по окружающей среде, Национальное агентство по землям, Агентство развития Окинавы). Количество бюро оставалось неизменным. С 1979 г. 116 отделений на уровне центра были сокращены, в то время как в том же году 124 отделения были реструктуризованы. Количество сокращённых и реструктуризованных бюро превысило 20% от общего числа отделений [1, с. 64]. В 1967 г., когда был принят Акт об общем количестве персонала, численность правительственного персонала составляла около 900 тыс. человек; к концу столетия оно было сокращено в 20 раз. Ответственность за реформу несло Агентство менеджмента и координации.

    Реформирование госкорпораций имело два аспекта: во-первых, реструктуризация или сокращение, во-вторых, приватизация некоторых из них. В результате реформы количество корпораций было сокращено с 113 в 1975 г. до 92 в 1991 г. Похожие или связанные между собой корпорации были объединены. Были приватизированы: Японская национальная железная дорога (JR), Японская солевая и табачная монополия (JT), Телеграфно-телефонная корпорация Hunnon (NTT). Это позволило повысить производительность, которая привела к сокращению персонала на 8 тыс. в трёх корпорациях. Капитал, вырученный от продажи акций (NTT), составил 1082 млрд иен и был использован как общественный капитал.

    В настоящее время реформа осуществляется по той же системе. В конце каждого года определяются главные пункты, которые должны быть выполнены в следующем финансовом году. Япония входит в новую эру, требующую принятия новой философии и нового мышления. Основой является сохранение роли правительства на минимальном уровне: осуществлять не контроль и регулирование, а помощь и поддержку; поощрять деятельность в частном секторе; формировать новое видение проблем и соответствующую политику.

    Одним из аспектов концепции «Good Governance» является содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Основным показателем, на основе которого предприятия относятся к субъектам этой категории, является средняя численность работников. В Японии средний бизнес имеет следующие параметры: горное дело, промышленность, транспорт, строительство — предприятия, капитал которых составляет менее 100 млн иен и численность персонала менее 100 чел.; оптовая торговля — капитал менее 30 млн иен и численность персонала менее 300 чел.; розничная торговля — 10 млн иен и численность персонала менее 50 чел.

    Бизнес малого масштаба: промышленность и другие сферы — предприятия с численностью менее 20 чел.; торговля и сфера услуг — предприятия с численностью до 5 чел.

    Мелкий бизнес: промышленность и другие сферы — предприятия с численностью до 5 чел.; торговля и сфера услуг — численность 2 чел.

    На сектор малого и среднего предпринимательства приходится 90% всех предприятий страны. Согласно данным Администрации малого бизнеса (США) в Японии насчитывается 6,5 млн. небольших фирм, что составляет 3/4 от общего числа промышленных предприятий. На них работают 40 млн. чел., что составляет 81% от численности работающих.

    Считается, что именно этот сектор позволил быстро превратить разрушенную войной страну в ведущую экономическую державу. Практически всё прогрессивное рассматривается в связи с развитием малого предпринимательства. Малый бизнес преобладает в обувной, швейной и галантерейной промышленности, в производстве лекарств, комплектующих изделий и конструкций, розничной торговле, сфере услуг, в послепродажном обслуживании производственной бытовой технике.

    Этапы политики по отношению к средним и малым предприятиям I период, восстановление экономики (с 1945 г. до середины 1950 г.). Основной задачей было установление экономической независимости Японии за счёт восстановления промышленной индустрии. Была принята «наклонная система производства», по которой исходные материалы распределялись по приоритетным отраслям (угольная, сталелитейная). В феврале 1947 г. Кабинет министров принял программу по развитию малого предпринимательства. Цель первого периода — устранение слабых мест в деятельности малых и средних предприятий из-за социально-экономических ограничений их деятельности. В 1948 г. создано управление по малому предпринимательству, были учреждены Народная корпорация по финансированию (1949) для краткосрочного кредитования и Государственная корпорация по финансированию небольших предприятий (1953) для долгосрочного финансирования.

    II период, время высокотемпового роста экономики (с 1955 до 1970 гг.). Политика в 60-е годы способствовала увеличению масштабов предприятий. Капиталовложения в оборудование крупных предприятий увеличили потребность в рабочей силе с одновременным повышением зарплаты. В результате, малые и средние предприятия, удерживающие свои позиции за счёт низкой зарплаты, вынуждены были повышать производительность путём увеличения капиталовложений в оборудование. Модернизация текстильной и машиностроительной отраслей продвигалась, главным образом, в силу Законодательства об ускорении модернизации небольших предприятий (1963). В процессе высокотемпового развития у небольших предприятий возникла серьёзная нехватка рабочей силы. Повышение уровня дохода привело к расширению потребительной способности. Развёртывались супермаркеты массовой продажи. В 1960 г. был принят закон «О временных мерах по развитию небольших предприятий по видам», в нём рассматривались вопросы рационализации, качества, установки сооружений совместного пользования, конкуренции. Политическая лига малых предприятий в августе 1961 г. опубликовала Генеральный план основного законодательства о малом предпринимательстве, в котором предусматривались следующие меры: модернизация оборудования; повышение технического уровня предприятий за счёт поощрения исследований и воспитания инженеров; введение современных методов управления и контроля; нормализация масштаба предприятия; повышение социального благосостояния служащих. В 1965 г. было учреждено Агентство взаимопомощи мелким предприятиям, в 1970 г. принято законодательство о развитии небольших субподрядных предприятий.

    III период, стабильного роста (с 1970) Большую роль сыграло Законодательство об урегулировании предпринимательской деятельности крупных предприятий для поддержания предпринимательской деятельности небольших предприятий (1977 г.). Серьёзное значение придавалось пополнению «мелких ресурсов хозяйственного управления», активизировалась идея продвижения «интеллектуального объединения» средних и малых предприятий. Правительство подталкивало их к конкуренции с крупными предприятиями.

    IV период, «пузырькового» раздувания экономики (с 1980 г.) с ориентацией на доходы от прироста капитала, расширение деятельности банков и инвестиционных компаний. В 1980 г. создана Госкорпорация среднего и малого бизнеса, которая представляет собой юридическое лицо, несущее ответственность за исполнение политики по координации деятельности мелких и средних промышленных предприятий. Число должностных лиц в ней — около 500 человек, направления деятельности: руководство средними и малыми предприятиями, система взаимопомощи для малых, предоставление ссуд и финансирование; подготовка кадров, предоставление информации, управление мерами для предотвращения банкротства.

    Для совершенствования организационной структуры важно сотрудничество. Под повышением экономического статуса понимается деятельность, направленная на совершенствование экономической структуры, основанная на объединении средних и мелких предприятий для последующих совместных действий, при этом третий сектор всемерно поддерживает их экономическую базу. Под третьим сектором в Японии понимают систему кооперации различных предприятий с использованием комбинированного финансирования из государственных и муниципальных (первый сектор) и общественных источников (второй сектор). Госкорпорация среднего и мелкого бизнеса осуществляет свою деятельность по направлениям: координация составления прогнозов; организация системы кредитования работ, совершенствование организационной структуры средних и мелких предприятий за счёт капиталовложений третьего сектора, разработка программ по повышению экономического статуса предприятий. Госкорпорация производит кредитование на срок от 15 до 20 лет по низкой ставке (2,7%); в зависимости от характера субсидированных работ возможно снижение ставки до 2,1% либо вообще беспроцентный кредит. В настоящее время Госкорпорация всемерно поддерживает стремление предприятий готовить необходимые кадры в специальных колледжах и повышать квалификацию персонала. Она взяла на свои плечи заботу о сборе, анализе и последующей популяризации информации, оказывающей непосредственное влияние на систему управления предприятия.

    В финансировании бизнеса участвуют госбанки и специально созданные для этой цели частные финансовые институты. Во всех 52 административных единицах на уровне префектур местные власти организовали ассоциации по гарантированию займов. Гарантии предоставляются на весь объём займов (на их долю приходится 20%) и значительно расширяют кредитоспособность малого бизнеса. Из государственных институтов важны Корпорация страховых кредитов для малого предпринимательства и 4 специализированных банка по предоставлению долгосрочных займов под низкий процент: Корпорация по финансированию малого предпринимательства; Народная корпорация финансирования для очень мелких предприятий; Центральный кооперативный банк торговли и промышленности; Корпорация финансирования бизнеса с целью оздоровления окружающей среды.

    Фонд взаимопомощи мелким предпринимателям — специальная финансовая структура, которая образуется на основе добровольных пожертвований. Фонд проникнут духом взаимопомощи и предназначен для стабилизации положения предприятия и помощи, когда какой-либо ответственный работник фирмы оставляет службу или уходит на пенсию. Данная структура активно работает с 1965 г. Финансовая структура для предотвращения банкротства средних и мелких предприятий оказывает помощь в ситуации, когда начинается серия банкротств. Помощь осуществляется в виде ежемесячных ссуд предприятию в размере десятикратной суммы исходного взноса. Поддержка оказывается с помощью налоговых инструментов. По государственному налогообложению ставка для малых предприятий снижена на 12%, а по местному — на 6%. Практикуется и полное освобождение от налогов средств, направляемых на образование резервных фондов.

    Создана специальная налоговая система для поощрения и поддержки малого и среднего предпринимательства, её важнейшими компонентами являются:

    • обложение по ставкам подоходного налога части дохода по работе по найму, то есть ниже ставки подоходного налога на юридических лиц;
    • введение льготной ставки налога на прибыль (в среднем на 7% ниже, чем у крупных предприятий);
    • освобождение от налога части перераспределяемой прибыли для семейных компаний;
    • разрешение на использование специальных (ускоренных и льготных) схем амортизации оборудования;
    • освобождение от налога определенных накопительных счетов целевого использования (инвестиций в оборудование, на НИР);
    • введение льготных ставок местных налогов.

    Важным средством содействия малому бизнесу является система государственных контрактов. Контрактные отношения представляют особую форму рыночных отношений, непосредственно связанную с распределением ресурсов, установлением объёма производства, его структуры. Работы по госзаказам гарантируют сбыт, ускоряют процесс накопления капитала, увеличивают производственные возможности, укрепляют конкурентоспособность. На получаемые средства фирмы могут приобрести новое оборудование, привлечь квалифицированные кадры.

    Институты среднего и малого бизнеса являются особыми юридическими лицами, которые самостоятельно ведут дела под госконтролем. Они занимаются подготовкой и переквалификацией кадров для упомянутых предприятий. Секретариат института осуществляет комплексную координацию деятельности институтов с отраслями и хозяйствами. Известны Токийский и Кансайский институты среднего и мелкого бизнеса. В Токийском институте расходы на обучение невысокие, принимаются на обучение ответственные руководители среднего и мелкого бизнеса. Обучение организуется в соответствии с уровнем и ступенями подготовки, предусматриваются разнообразные курсы. Проживание в общежитии дает возможность установить деловые и дружеские контакты. Институт существует более 40 лет. За этот период более 100 тыс. человек прошли стажировку и обучение.

    Разработанная правительством Японии система мероприятий для оказания содействия средним и малым предприятиям включает:

    • содействие в структурном регулировании и развитии (содействие вступлению в новые области деятельности, в развитии деятельности за рубежом);
    • усиление соответствующих функций торгово-промышленных и торговых палат по улучшению управления предприятиями малого масштаба;
    • совершенствование основ управления на средних и мелких предприятиях;
    • проведение мероприятий по поддержке предприятий розничной торговли и сферы услуг;
    • содействие в сокращении рабочего времени, повышении технического потенциала, усилении мер по охране окружающей среды и технике безопасности, по подготовке и переквалификации персонала;
    • особые мероприятия, такие как устранение несправедливых деловых отношений, мероприятия по предотвращению бедствий, по улучшению условий в соответствующей местности;
    • исследование и распространение передового опыта.

    Важным компонентом концепции «Good Governance» является региональная политика. В Казахстане, например, уже многие годы наблюдается тенденция роста региональных различий в условиях жизни и предпринимательства не только между макрорегионами, но и между близкими соседями. Причина заключается в однобокости сложившихся форм государственного воздействия на развитие регионов, в низкой результативности региональной политики правительства. Повышение конкурентоспособности региональной экономики является условием дальнейших экономических преобразований в стране. Несмотря на повышенный интерес к региональной проблематике, определённое мнение относительно региональной политики (её масштабы, методы, объекты ) так и не выработано. Ряд принципиальных вопросов остаётся без ответа: будут ли сокращены диспропорции в уровне экономического развития территорий, может ли региональная политика стимулировать ускорение роста в отсталых регионах, какие механизмы региональной политики максимально способствуют достижению ускоренного роста?

    Изучение японского опыта свидетельствует, что, хотя причины, обуславливающие необходимость дополнительного госвмешательства в развитие регионов, могут быть самыми разными, в общем их можно свести к двум целям:

    • справедливое размещение экономической деятельности, когда жители все регионов имеют одинаковые возможности достичь благосостояния;
    • эффективное использование производственного потенциала каждого региона в целях роста общенационального благосостояния.

    Понятие развития территории как системы должно подразумевать положительную динамику параметров региона в целом. Это связано с тем, что регион сам является частью более крупной системы — республики. Степень целостности государства достигается путем интеграции его регионов, крупных макроэкономических зон, ТПК. Вместе с тем, регион выступает не простой формой системной организации, а является сложной социально-экономической системой. Строение её элементов определяет развитие. Региональная структура Казахстана отличается высоким уровнем дифференциации по социально-экономическим параметрам вследствие неравномерного развития и размещения производительных сил. Поскольку республика осваивалась метрополией как источник дешёвого сырья, теперь проблемой являются вымирающие малые и средние города. Исчезновение градообразующих предприятий влечёт за собой усиление миграции, увеличение демографического давления на областные центры, на столицы Алматы и Астану, падение уровня жизни в крупных городах. Институциональная незавершённость процесса реформирования, финансовая нестабильность хозяйственных структур, разнородность начальных условий формирования рыночных отношений, неадекватная реакция на либерализацию экономики тоже способствовали резкой региональной дифференциации условий хозяйствования, уровня жизни населения и его занятости. Глубина спада промышленности по регионам Казахстана колеблется от 10 до 70%.

    В Японии мероприятия по активизации региональной экономики классифицируют по трём категориям: привлечение предприятий из других регионов, поощрение местных экономических субъектов, содействие появлению и развитию новых видов деятельности. Раньше прибегали к стимулированию эффективности местной экономики путём правительственных и муниципальных инвестиций. Но это было возможно тогда, когда экономика в целом имела высокие темпы роста. В настоящее время предпочтение отдается развитию новых видов деятельности, что объясняет снижение интереса к тяжёлой индустрии и химической промышленности и одновременное повышение интереса к наукоёмким областям и венчурному бизнесу. Следовательно, для активизации экономики необходимо расширение тех её областей, продукция которых пользовалась бы спросом вне данного региона.

    Для японской экономики период с 1955 по 1973 гг. считается периодом высоких темпов роста. С целью достижения уровня развития индустриально развитых стран был взят курс на централизованную индустриализацию. В трёх крупнейших урбанизированных зонах (зоны Токио, Осаки, Нагои) целенаправленно поощрялась концентрация индустриальных мощностей, произошло вливание рабочих сил из периферийных аграрных зон в крупные города. В результате, расширились межрегиональные перепады в доходах. Министерство индустрии и международной торговли поставило вопрос об ускорении развития регионов. Такому повороту способствовала программа комплексного развития экономики страны «Итидзэнсо», в которой предусматривалось обеспечение баланса между урбанизированными и аграрными зонами путём создания производственных мощностей в новых опорных пунктах. Более равномерному размещению индустриального потенциала по стране способствовали и специальные законы: «О поощрении индустриального развития в слаборазвитых зонах» (1961), «О поощрении создания новых индустриальных городов» (1962), «Об ускорении развития специальных зон индустриального развития» (1963). Под «новыми индустриальными городами» подразумевались те города, которые будут построены специально в качестве ядра регионального экономического развития; под «специальными зонами индустриального развития» имелись в виду районы, на территории которых уже имелась определенная база. Помощь была оказана государственным финансированием, содействием местным администрациям в выпуске займовых облигаций, установлением льготных налоговых условий, помощью в получении банковских кредитов. В результате, индустриальные объекты сконцентрировались в зонах Притихоокеанского пояса. В них преобладала тяжёлая и химическая промышленность, что привело к сильному загрязнению окружающей среды (города Йоккаити, Минамата).

    Основная идея второй программы «Нидзэнсо» (начата в 1969 г.) заключалась в решении двуединой задачи — урбанизация и специализированное размещение индустриальных центров с параллельным созданием туристических зон. Данной программой предполагалось развитие транспортных систем и дальнейшее углубление разделения труда между регионами. Расширенный вариант этой программы представила Теория преобразования архипелага (1972), в которой предполагалось осуществить совместный расцвет городов и деревень путём дальнейшего продвижения регионального развития на основе географического перераспределения промышленных потенциалов и образования транспортно-информационных сетей. Эта теория получила воплощение в виде двух законов 1972 г.: «Об ускорении географического перераспределения индустриальных потенциалов», «О государственной корпорации по географическому перераспределению индустриальных потенциалов и по активизации угледобывающих районов». В них можно выделить проблему вывода индустриальных предприятий из крупных городов. При таком перемещении заводу предоставлялась дотация (5000 иен за 1м2 производственной площади заново создаваемого завода), полное или частичное освобождение от уплаты налога на основные средства в течение 3-х лет, компенсация убытков из-за перемещения. Местным администрациям районов, в которых размещаются объекты, предоставляются денежные компенсации на сумму заёмных средств, требуемых для подготовки земельных участков под строительство заводов.

    В результате резкого изменения экономических условий, связанных с «нефтяным шоком», процесс размещения предприятий переменился. До этого численность вновь создаваемых предприятий увеличивалась высокими темпами (в среднем 3000—5000 заводов в год), но резко затормозилась после 1974 г. В 1977 г. была разработана третья программа комплексного развития экономики страны «Сандзэнсо». Её базой послужила новая концепция перехода с высоких темпов экономического роста к стабильным. Стержнем программы было создание «зон постоянного проживания» с комплексным размещением промышленных предприятий, учебных заведений, медицинских и культурных центров. Появилась концепция технополиса, имеющая целью активизировать местную экономику на основе взаимодействия промышленного и исследовательского секторов с одновременным созданием новой местной культуры. На основе закона «Об ускорении развития районов концентрации высокотехнологических промышленностей» (1983) стали стремительно развиваться отрасли, основанные на информационных системах и научно-техническом потенциале районов. Для таких районов были приняты меры поощрения, например льготная система амортизационного отчисления (технополисовая налоговая скидка) для оборудования, частичное освобождение от уплаты налога на основные средства.

    С начала 80-х годов опять восстановился процесс концентрации населения в крупных городах, особенно в Токио. Четвёртая программа комплексного развития экономики всей страны «Йондзэнсо» была принята в 1987 г. В тот период преобладали три группы мер, связанные с активизацией региональной экономики: повышение качественного уровня местной промышленности, приоритет географического фактора при размещении промышленных потенциалов, создание новых видов промышленности в местностях. Местная экономика активизировалась также путём развития крупных курортных сооружений («О комплексном развитии курортных мест», 1987). Местная промышленность стала играть большую роль: она предоставляет работу; составляет главное звено в межпромышленных отношениях данной местности. Добавочная стоимость циркулирует внутри местности в виде доходов населения, налоговых поступлений в органы местного самоуправления, и таким образом вызывает рост местной экономики. В качестве опорных пунктов для осуществления мер поддержки используются центры активизации местной промышленности. Эти центры осуществляют исследование спроса, разработку новых товаров и технологий при их освоении; разработку дизайнов; сбор и предоставление информации, полезной для перестройки местной промышленности.

    Местная промышленность в настоящее время находится в нелёгком положении. Повышение обменного курса иены ужесточает борьбу на экспортном рынке. В силу конкуренции на внутреннем рынке, возникшей в результате увеличения импорта, потери несут местности с экономикой, опирающейся на внутренние потребности. Остра конкуренция с теми предприятиями, которые переместили своё производство за границу. Поскольку японские производители, переместившие производство, например, в страны Юго-Восточной Азии, хорошо знают характерные требования японского рынка, обратный импорт представляет намного большую угрозу для предприятий местной промышленности, нежели продукция чисто иностранных предприятий. Местная промышленность в современных условиях находится в условиях усилившейся глобальной конкуренции, в результате, во многих местностях, где преобладают такие виды промышленности наблюдается застойное положение.

    Закон «О временных мерах для активизации скоплений средних и мелких предприятий», принятый в 1992 г., предусматривает размещение наукоёмких предприятий в периферийных районах. Подготовку земельных участков под создание промышленного парка для концентрации предприятий осуществляет Государственный фонд активизации и развития локальных местностей. Допустим, если планируемое сооружение имеет функции «бизнес-инкубатора», то из госбюджета выделяется дотация в сумме 70% общих расходов для строительства.

    На уровне администраций местного самоуправления активизируется тенденция по поддержке венчурного предпринимательства. Это объясняется тем, что во всех регионах в связи с передислокацией производства за границу снижается занятость. Для облегчения финансирования венчурных предпринимательств префектурными администрациями создаются венчурные инвестиционные фонды. Такой фонд заранее вкладывает средства, необходимые для инвестирования, в виде депозита в финансовую корпорацию венчурного капитала, которая осуществляет акцептование акций или облигаций, эмитируемых венчурными предприятиями. Фонд выдает гарантию на часть основной суммы и процентов деловых облигаций, эмитированных венчурным предприятием и финансовой корпорацией венчурного капитала, сделавшей их акцептование. Фонд непосредственно осуществляет акцептование акций и деловых облигаций, выпускаемых венчурным предприятием.

    Госкорпорация активизации местной экономики выполняет три основные функции. Первая заключается в развитии деятельности по созданию городов и поселков, вторая — в перераспределении индустриальных объектов в регионы с низким уровнем накопления индустриальных потенциалов. Когда заводы перемещаются из перенаселённых городов в периферийные районы, корпорация осуществляет финансирование перемещения. Третья функция — активизация экономики местной промышленности. В настоящее время в Японии нереально инвестирование извне. Требуется поощрять создание новых промышленных потенциалов, основанных на широком использовании местных ресурсов и направленных на рождение нового внутреннего спроса.

    Можно ли в СНГ использовать опыт Японии?
    Чтобы использовать опыт Японии, нужно создать специальный орган в правительстве. Он должен заниматься вопросами региональной политики. Власти, получающие трансферты, не обладают необходимой самостоятельностью в решении социально-экономических проблем, а население не может в полной мере контролировать действия властей. Различие между объёмами производства ВВП на душу населения по регионам углубляется ежегодно. Региональные рынки обособлены, о чем свидетельствует большой разброс цен и различная товарная насыщенность. Межрегиональное взаимодействие сдерживается из-за слабой координации центра.

    Трансформация системы социально-экономических отношений разрушила принятые ранее теоретические подходы и традиционные методы управления. Организационно-экономические механизмы разрешения интересов субъектов территориальных отношений находят выражение на разных стадиях госрегулирования: на стадии целеполагания, выработки и реализации форм стимулирования и регулирования. Принципиально важными в этом случае являются организационно-экономические механизмы. В общем случае они направлены на выравнивание уровня развития регионов через механизм межбюджетных отношений, формирование эффективных территориальных пропорций, создание условий для территориального расселения, преодоление диспропорций в развитии национальной экономической системы, создание СЭЗ, а также изменение административно-территориального деления.

    Наиболее эффективным механизмом управления развитием регионов является рыночный. Упрощение структуры экономики, например, регионов Республики Казахстан (РК), сырьевая направленность обусловлены игнорированием сущностных различий в ценообразовании на товары, относимые к первичным (сырьё, топливо, энергия), не отличающимся достаточной эластичностью, и на товары обрабатывающей промышленности. Это ведёт к дифференциации регионов в зависимости от типов производств, расположенных на их территориях. Регулирующая функция государства заключается в придании осмысленной направленности действиям участников регионального рынка.

    В Республике Казахстан региональная политика заключается в передаче больших полномочий местным администрациям, особенно в части формирования регионального бюджета, привлечения зарубежных кредитов, формирования местного фондового рынка; создания СЭЗ с узкоспециализированными нишами (г. Лисаковск, г. Кызыл-Орда, г. Астана, Жайрем-Атасуйский ГОК в Джезказганской области, г. Байконур); передачи объектов социально-культурного и бытового назначения; реорганизации системы информационно-мониторингового анализа за развитием регионов. Следует различать стратегические подходы в регулировании регионального рынка и текущие, корректирующие методы, способствующие кругообороту ресурсов и товаров. Органы регионального управления должны влиять на социально-экономические преобразования, а основные параметры развития (по приватизации, ценообразованию, бюджетному финансированию) по-прежнему задаются в Астане. Регионы в состоянии влиять на эффективность осуществления спущенных решений и снизить негативные последствия непопулярных решений. В настоящее время местные акиматы (администрации) наделены широкими полномочиями и могут, независимо от ведомственной подчинённости предприятий, расположенных на территории региона, привлекать их к решению многих вопросов. К сожалению, на практике они используют свои возможности не в полную силу. Важно решение двуединой задачи: во-первых, разграничения властных полномочий между центром и регионами; во-вторых, обеспечение каждого уровня власти стабильными материальными и финансовыми ресурсами.

    Следует усовершенствовать систему прямого и косвенного регулирования: ставки налогов, льготы и санкции по налогообложению, объёмы финансирования из бюджета (субвенции, субсидии и дотации), нормы амортизации, нормативы отчислений в фонды предприятий, нормативы социальной обеспеченности. Существующие неэкономические институты РК не в состоянии в полной мере выполнять роль регуляторов без вмешательства государства. В этой связи разумная бюджетная политика, согласованная с денежно-кредитной системой и рыночным механизмом, может обеспечить гуманистически ориентированное развитие территорий. Целостность государства достигается путем интеграции его регионов. В глобальных масштабах неравенство по доходам внутри РК имеет тенденцию к расширению в течение последних 30 лет. Диспропорции между регионами не могут исчезнуть сами, регионы всегда будут делиться на передовые и депрессивные. (Диспропорции могут исчезнуть только в случае, если остановится НТП.) Сложившиеся диспропорции не являются раз и навсегда заданными, поскольку центры роста могут возникать на периферии. Ведущим принципом реализации региональной политики должна стать подчинённость интересам социального развития территории, связанного с обеспечением населения работой, жильём, услугами образования, здравоохранения. Это высший приоритет региональной политики, по отношению к которому все другие её цели выступают в качестве средств.

    Регионы РК обычно имеют концепции региональной политики. Они представляют собой принятую органами местного самоуправления систему положений, направленных на повышение эффективности функционирования экономики. Важно оценить степень сопряжённости каждой проблемы с функционированием и развитием промышленных предприятий, а также их роль в решении приоритетных проблем. Такие концепции должны формироваться с учётом аналогичной внешней стратегии развития более крупного территориального ареала.

    Предметом деятельности местных властей должны стать, прежде всего, предприятия, на которых:

    • концентрируются «проблемные» контингенты персонала;
    • неудовлетворительно эксплуатируются объекты социальной инфраструктуры;
    • не соблюдаются требования охраны окружающей среды;
    • есть острая потребность в социальных услугах, предоставление которых входит в прямую компетенцию региональных властей.

    Механизм регулирования развития экономики региона должен предполагать: реализацию мер по защите местного товаропроизводителя при формировании регионального заказа, стимулирование производства товаров для местного рынка, упрощение механизмов регистрации нового бизнеса и иные формы стимулирования предпринимательства. Эффективная реализация региональной политики предполагает налаживание постоянно функционирующей системы договорных и иных организационных механизмов, обеспечивающих координацию деятельности местной администрации и предприятий территории. Учитывая выраженный социальный характер региональной политики, необходимо задействование механизмов налаживания социального партнёрства между органами местного самоуправления, предприятиями и НПО.

    В Японии имеется соответствующая практика. Одно из последних обследований мнения японских менеджеров 1200 компаний выявило, что первостепенного внимания требует развитие человеческих ресурсов (85,3%). Сущность УЧР заключается в том, что люди рассматриваются как конкурентное богатство фирмы, которое необходимо развивать наряду с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей. При этом практика управления персоналом тесно связана со стратегией бизнеса. Функция УЧР подчинена прямо президенту или вице-президенту компании, так как в мире возрастающей глобальной конкуренции наиболее важным факторным условием национальной конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы. Основными приоритетами японских компаний являются: профессиональный рост людей, повышение квалификации; возвышение престижа компании, уменьшение статусного разрыва между руководителями и подчинёнными, создание благоприятных условий труда и окружающей среды; поощрение открытой коммуникации, транспарентности, участия; акцент на развитие команды, справедливое распределение прибыли, поощрение участия занятых в общественных работах вне компании.

    Система УЧР включает горизонтальное управление и заботу о всех ресурсах, децентрализацию кадровой функции линейного управления (она отвечает за все ресурсы подразделения и достижение целей). При этом квалифицированные специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному менеджменту. Среди принципов УЧР отмечу:

    • эффективную систему подбора, набора и расстановки кадров;
    • систему мотивации и компенсации (она внутренне справедлива и внешне конкурентоспособна, хорошо управляема);
    • вознаграждение базируется на результатах индивидуального труда и эффективности организации или группы;
    • развитие, обучение, перемещение и повышение работников происходит в соответствии с результатами их труда, квалификацией, способностями, интересами и потребностями организации;
    • занятость связана с потребностями бизнеса, индивидуальным уровнем производительности, способностями и квалификацией;
    • индивидуальные проблемы решаются быстро, справедливо и эффективно.

    Инновационная стратегия сводит практику УЧР к активному участию, чётким трудовым критериям, внутренним источникам кадров, широкому карьерному пути, критериальности процесса и результатов, долгосрочным и групповым критериям, гарантии занятости, разнообразию мотиваторов и эгалитарной оплате, экстенсивному обучению и партнёрским трудовым отношениям.

    Партнёрство и участие улучшают трудовые отношения и психологический климат. В результате, японские рабочие проявляют понимание проблем предприятия, они более активны в повышении производительности и распределении доходов. По традиции участие работников в делах фирмы поощряется не потому, что это хорошо само по себе, а потому, что имеет практическую выгоду. Более того, такое участие даёт работникам некоторый контроль за текущим рабочим процессом. В последние десятилетия «кружки качества», программы «качества трудовой жизни», совместные команды рабочих и менеджеров, «группы решения проблем», программы «комплексного управления качеством» сделали японскую промышленность более конкурентоспособной. Типичными системами японского менеджмента человеческих ресурсов являются: система пожизненного найма, система требования предельного фиксированного возраста на работе, система роста зарплаты в зависимости от возраста и стажа работы, система продвижения по службе в зависимости от возраста и стажа работы, система исполнения служебных обязанностей по принципу коллективизма, система кругового документального визирования, система социально-бытового обеспечения, система фирменной организации профсоюзов. Достоинства, недостатки и современные тенденции в развитии каждой из данных систем подробно проанализированы в [2].

    Претерпевают существенные изменения рабочее движение и трудовые отношения. В связи с возрастанием роли партисипативного управления всё заметнее сдвиг от традиционных коллективных переговоров профсоюза и предпринимателя к системе совместных консультаций, которая главный акцент делает на эффективности использования ресурсов и увеличении прибыли за счёт производительности. Что касается компенсационного пакета, то его фиксированная часть всё уменьшается, но остаётся достаточной для привлечения работников с высоким потенциалом. Переменная же часть заработной платы возрастает, становится всё более важной для удовлетворения жизненных потребностей. Оплата становится более гибкой, чтобы вознаграждать даже за краткосрочную эффективность.

    УЧР состоит из трёх составных частей: развитие человеческих ресурсов, использование человеческих ресурсов, формирование окружающей среды для развития потенциала человека [3]. Японские менеджеры будущее компании в области УЧР видят в следующих направлениях (%):

    • развитие потенциала человеческих ресурсов — 86,6;
    • тщательное использование потенциала — 78,9;
    • развитие групповой деятельности — 47,1;
    • акцент на развитие полной занятости — 42,4;
    • расширение разнообразия квалификаций — 38,3;
    • стабилизация трудовых отношений — 35,3;
    • обогащение труда и ротация — 33,9;
    • накопление фондов мотивации — 29,6;
    • улучшение условий труда — 29,4 [4, p. 1].


    Основные изменения функций УЧР в сравнении с традиционными задачами следующие:

    • трансформация корпоративной стратегии в стратегию человеческих ресурсов;
    • создание новых организационных структур;
    • подбор занятых, подходящих к стратегии и культуре организации;
    • проектирование и реализация системы мотивации в соответствии со стратегией;
    • проектирование и реализация системы развития и управления персоналом;
    • реализация участия и партнёрства;
    • организационные изменения;
    • использование потенциала диверсифицированной рабочей силы;
    • высокая квалификация будущих специалистов по УЧР, глубокое знание бизнеса, способность применять в УЧР новейшие методы и инструменты, управление изменениями посредством воздействия на людей;
    • трансформация кадровой функции от административно-процедурной в специальный консультативный механизм по развитию и эффективному использованию человеческих ресурсов.

    Всю работу по УЧР координирует Администрация развития людских ресурсов Министерства труда. Основные направления в её работе: повышение профессиональных навыков, оценка профессиональных способностей, международное сотрудничество. По первому направлению основная работа сосредоточена в системе государственного профобучения, в системе предприятий путём самообразования и соответствующей подготовки. По второму направлению важны методики оценок профессиональных способностей (133 профессиональные категории), методики стимулирования развития навыков (призы, конкурсы). По третьему направлению важны техническая помощь на правительственной основе, приём иностранных стажёров, сотрудничество по различным программам.

    Национальные, префектурные и местные власти создали госучреждения развития людских ресурсов с целью переобучения безработных и тех рабочих, которые переходят на другую работу, для выпускников учебных заведений, инвалидов и сотрудников мелких и средних компаний. Эти учреждения включают в себя центры развития людских ресурсов, политехнические колледжи, политехнические центры, центры развития людских ресурсов для инвалидов и политехнический университет. Центры развития людских ресурсов учреждаются префектурными или местными властями. Эти центры предоставляют долгосрочные курсы профобучения для выпускников учебных заведений, позволяя приобрести навыки и знания, необходимые для того, чтобы стать квалифицированным рабочим. Имеются также кратковременные курсы для уже занятых рабочих или тружеников, меняющих место работы. Политехнические колледжи учреждаются Корпорацией содействия занятости либо властями. Колледжи предоставляют долгосрочные курсы профобучения для выпускников школ. Политехнические центры учреждаются Корпорацией содействия занятости и предоставляют краткосрочные курсы для занятых или тех, которые меняют место работы. Политехнический университет, основанный Корпорацией содействия занятости и руководимый правительством, готовит инструкторов профобучения и проводит исследования. Центры развития людских ресурсов для инвалидов (в стране 19 таких учреждений) организуют профобучение с учётом специальных требований и методик для инвалидов и умственно отсталых японцев, которым трудно посещать типовые курсы.

    Систематическое непрерывное обучение и подготовка на частных предприятиях важны для развития и повышения профессиональной квалификации рабочих в течение всей трудовой жизни. Национальные и префектурные власти содействуют развитию человеческих ресурсов в частном секторе, поддерживая лицензированные системы профобучения, выделяя дотации на долгосрочное развитие людских ресурсов, поддерживая мудрым советом, нужной информацией, ободряя и наставляя. Цель дотаций заключается в содействии систематическому и плановому обучению и подготовке в частном секторе. Дотация выдаётся предприятиям, которые проводят такое обучение и помогают работникам в самообразовании. Кроме того, правительство предоставляет дотации мелким и средним предприятиям, которые приступают к профобучению в связи с перестройкой или диверсификацией деятельности, а также рабочим зрелого возраста, которые занимаются самообразованием и обучением, чтобы иметь возможность работать в пожилом возрасте. Сервисные центры развития людских ресурсов созданы в каждой префектуре. Они имеют доступ к базе данных развития способностей (ADDS), которая представляет собой информационную базу данных о развитии людских ресурсов.

    Система развития бизнес-карьеры была основана в 1993 г. для помощи служащим в последовательном развитии. Она включает три этапа: сначала проводится систематическое определение специализированных знаний, необходимых для каждой области работы; затем министр труда выдает соответствующие лицензии различным курсам; и, наконец, Японская ассоциация развития профессиональных способностей проводит окончательные экзамены для проверки полученной квалификации. В настоящее время насчитывается 240 центров развития людских ресурсов, принадлежащих префектурным властям, 1 центр принадлежит муниципальным властям; 26 политехнических колледжей — Корпорации содействия занятости и 3 — префектурным властям (они осуществляют базовую подготовку и переквалификацию); 65 политехнических центров работают под эгидой Корпорации содействия занятости; 13 центров развития людских ресурсов для инвалидов принадлежат муниципальной власти, 6 — префектурным властям; политехнический университет работает под эгидой Корпорации содействия занятости и осуществляет подготовку инструкторов и повышение квалификации. В общей сложности насчитывается 355 учреждений профессионального обучения.

    Беспроцентная ссуда может быть предоставлена Корпорацией содействия занятости для получения базовой подготовки и тем, кому трудно пройти обучение по финансовым причинам. Предполагается отсрочка выплаты ссуды для тех, кто после сдачи экзамена продолжает работу по специальности в течение года и более. Имеющие право на пособие по безработице в рамках системы страхования занятости получают его в течение срока обучения. Кроме того, им выплачивается стипендия (в среднем 21 500 иен в месяц). Инвалиды, а также подданные среднего и пожилого возраста, которые имеют право на пособие по безработице и чей доход ниже определенного уровня, получают учебную стипендию в размере 122 070 иен в месяц.

    Государство поручило Японской ассоциации развития персональных способностей (JAVADA) заниматься вопросами формирования и ревизии обучающих программ. Агенты разных предприятии обмениваются опытом по вопросам реализации программ развития людских ресурсов. В 1990 г. был внедрён проект подготовки рабочих кадров на мелких предприятиях. Начиная с 1978 г. ведётся формирование центров, предназначенных для стимуляции обучения и подготовки в местных населённых пунктах, где представители госорганизации могут читать лекции.

    Важным компонентом концепции «Good Governance» является государственная поддержка образования. В Японии высшее техническое образование можно получить за два года в колледже после окончания двенадцатилетней специализированной школы, чему способствует непрерывность образовательного процесса и его увязка с производством. Частное высшее образование тоже играет существенную роль, более половины университетов в Японии являются частными. Но самые лучшие и престижные вузы принадлежат государству. Высшее образование является платным независимо от формы собственности учебного заведения, и основную роль в финансировании обучения играют родители. Плата за обучение в государственных университетах выше, чем в частных. Престиж образования высок, но престиж работника образования неизмеримо выше. В Японии сохранилось традиционное даосское отношение к учителю: эта профессия считается священной. Учителя входят в четвертую часть наиболее высокооплачиваемых работников, в первый год работы учитель зарабатывает больше, чем начинающие инженер или фармацевт.

    Система развития профессиональных способностей в Японии включает три блока: самообразование, государственное профобучение, обучение и подготовка на предприятиях. Система строилась на основе законов «О трудовых стандартах» (1947), «О страховании занятости» (1947 г.), «О профессиональном обучении» (1958, 1969, 1978), «О стимуляции развития людских ресурсов» (1985). Обучение и образование на предприятиях осуществляется, как правило, в течение рабочего времени (обучение новых сотрудников, подготовка при повышении в должности, дальнейшее обучение в ответ на новвоведения, подготовка в соответствии с изменениями в системе производства и типе деятельности, работа в области сквозного качества, обучение перед выходом на пенсию).

    Государственное обучение осуществляется с отрывом от производства через курсы заочного обучения и развивает способности в областях, которые выходят за рамки возможностей предприятия (базовая подготовка молодёжи, обучение в целях повышения квалификации рабочих, подготовка к новой работе, переквалификация).

    Самообразование осуществляется после работы или путём обучения на заочных курсах. Средний рабочий может читать графики, карты, анализировать статистические данные, использовать определённый математический аппарат. Когда фирма «Мицибуси» открыла завод в Северной Каролине (США), она вынуждена была привлечь для оценки качества выпускников американских вузов, тогда как в Японии эту работу выполняют обычные рабочие. Система тестирования профессиональных навыков применяется для выдачи дипломов на основе оценки профессиональных способностей. В настоящее время тесты профессиональных навыков имеются для всех 133 категорий рабочих. По своей сложности они подразделяются на: спецуровень; первый, второй, третий уровни; базовый первый и базовый второй уровни. Эти тесты включают в себя письменный и практический экзамены.

    В Японии высоко ценятся профессиональные навыки. Ежегодно министр труда выдаёт призы выдающимся специалистам, достигшим вершин мастерства. Национальная выставка трудового мастерства проводится каждый год и призвана стимулировать стремление повысить квалификацию. Для молодых рабочих (моложе 22 лет) ежегодно проводится Национальный конкурс профессионального мастерства. Также в ежегодном «Гран-при» за профессиональное мастерство участвуют квалифицированные рабочие и инженеры, выбранные из всех префектур. Национальные и международные конкурсы для инвалидов проводятся в целях стимуляции занятости среди инвалидов и повышения их социального статуса как квалифицированных сотрудников.

    Японская ассоциация развития профессиональных способностей включает в себя 47 префектурных ассоциаций развития профессиональных способностей, которые отвечают за состояние политехнических колледжей и политехнических центров. Политехнический университет при ассоциации тесно сотрудничает с исследовательским институтом развития профессионального обучения. Префектурные советы отвечают за развитие центров людских ресурсов, инвалидов и специализированных политехнических центров. Разнообразна финансовая помощь предприятиям. Широко поддерживается система агентов по стимуляции развития людских ресурсов, которые призваны сыграть важную роль в реализации программ развития людских ресурсов на предприятии для каждого индивидуального случая. Организуются семинары по обмену опытом. В случаях, когда префектура организует учебное учреждение лицензированного профобучения, проводимого Ассоциацией мелких предприятий, государство оплачивает часть расходов на строительство такого здания, а когда подобные учебные учреждения организуются муниципалитетами или юридическими лицами при частичной финансовый поддержке со стороны префектуры, государство частично субсидирует префектуру на указанные цели в пределах установленного бюджета.

    С 1990 г. активно внедряются проекты воспитания талантов на мелких предприятиях. Помощь государства по всем расходам, необходимым для реализации подобных проектов (до 10 млн. иен в год), предоставляется в пределах двух лет. Также предоставляются субсидии в размере 1/6 доли от стоимости дорогостоящего оборудования, необходимого для реализации обучения, льготы в форме надбавок к зарплате, за командировку на обучение сроком на два года. Начиная с 1978 г. осуществляется формирование местных центров профобучения, предназначенных для стимуляции обучения и подготовки на местах, где местные госорганы могут организовать учебные курсы.

    Особую роль играют проекты развития в целях подъёма индустрии программного обеспечения. В Японии наблюдается нехватка талантливых программистов, особенно на местном уровне. Поэтому для головной организации, осуществляющей проект, формируется местный центр программного обеспечения. В то же время Агентство содействия информационным технологиям учреждает местный центр информационной поддержки. В целях стимуляции проекта Корпорацией содействия занятости предоставляется помощь местному центру программного обеспечения в виде ссуд с предельным объёмом до 150 млн. иен под 3,85% и периодом погашения до 20 лет для сооружений и до 5 лет для оборудования. Проект выполняется с участием Министерства внешней торговли и промышленности. В каждом местном центре ежегодно проводится подготовка более 100 человек.

    Интересна концепция подготовки кадров в политехническом колледже «ЭН-И-СИ». Это учебное заведение начало деятельность в апреле 1986 г., находится в ведении Министерства труда. Обучение проводится на двух факультетах — мегатроники и информационной техники. Абитуриенты — выпускники старшей школы с политехническим уклоном. Они сдают вступительные экзамены по математике, физике, английскому языку, а также на чтение и понимание небольшой технической статьи. В колледже проходят обучение 240 студентов. Конкурс в среднем 3 человека на место. Студенты колледжа и работники фирмы «ЭН-И-СИ» того же возраста получают одинаковую заработную плату (стипендию) и премию. Благодаря полученным знаниям и практическим навыкам у них формируется способность к комплексному использованию этих знаний и навыков. Учебный план характеризуется двумя формами соединения теории и практики. Первая — полное соединение лекций и семинаров (например по дисциплинам «Аналоговые электронные цепи» и «Передача данных»). По ним обучение проводится путём экспериментальной проверки теории на практических занятиях. Вторая — параллельное проведение лекций и практикумов в один и тот же период с увязыванием их содержания. К этой форме относятся такие связанные между собой дисциплины, как «Информационные сети» (курс лекций) и «Локальные вычислительные сети» (практикум). При выборе темы для дипломной работы обращают внимание, чтобы тема объединяла элементы теории и практики, способствовала развитию способности к комплексному практическому использованию знаний. Дипломная работа обязательно должна внедряться в производство.

    В СНГ применим японский подход к созданию учебных заведений по подготовке специалистов с высшим инженерным образованием на базе крупных предприятий и в тесном взаимодействии с ними. Так, например, в РК в январе 1996 г. в указе Президента Н. Назарбаева были внесены поправки к Законам «Об образовании» и «О высшем образовании». Средние специальные учебные заведения были включены в структуру высшего образования. Обучение в колледжах стало вестись только на базе полного среднего образования. Координация учебных планов и программ позволила лучшим выпускникам колледжей получать высшее образование по ускоренным программам. Однако система грантов и кредитов поставила доступность высшего образования в зависимость от макроэкономической ситуации в стране. При этом государство не сформулировало чёткого определения принципов и функции формирования госзаказа. Если учесть тенденцию сокращения госсектора, то станет очевидным, что бесплатное высшее образование может оказаться редким фактом. Госзаказ должен быть ориентирован на долгосрочные национальные интересы. Государством должны финансироваться те направления подготовки специалистов, которые не могут адаптироваться к рыночной конъюнктуре, но которые важны для будущего страны. Подготовка инженеров высшей квалификации является одним из высших приоритетов стратегического порядка. Собственные гранты на образование должны выдаваться и крупными предприятиями для передовых рабочих. Перспективно создание втузов при промышленных комплексах.

    Ключевым понятием концепции «Good Governance» является производительность. Для разрешения этой и других проблем создан Японский центр производительности (ЯЦП), в его работе участвуют ведущие представители и эксперты различных социальных групп. ЯЦП состоит из комитетов. Каждый комитет проводит исследования и опросы, результаты их доводятся до общественности в форме рекомендаций и предложений. В настоящее время работают 15 комитетов: по взаимным консультациям (с участием представителей профсоюзов и администрации); по политике повышения благосостояния общества; по проблемам новых крупных городов; защиты окружающей среды; по международному обмену результатами исследований и опытом в деле повышения производительности; обучения для отраслей ТЭК и среды обитания; по социальной политике; по международным вопросам; по политике в области транспорта; по политической системе.

    ЯЦП является мировым центром исследований, посвящённых проблемам производительности. Результаты его исследований публикуются в форме годовых отчётов под названием «Белая книга по трудовым отношениям между администрацией и профсоюзами». «Белая книга» приобрела репутацию «библии» по проблемам взаимоотношений между руководителями и подчинёнными. ЯЦП не жалеет сил на всестороннюю поддержку международных обменов людьми и технологиями; Центр направляет экспертов по производительности за границу с миссией передачи технологий, принимает иностранные исследовательские группы, распространяет учебные материалы и организует международные симпозиумы. В своей деятельности ЯЦП опирается на 26 региональных центров и советов по вопросам производительности при префектурах.

    Модернизацию Японии за последние сто лет можно рассматривать как итог целенаправленных усилий к достижению уровня развития западной цивилизации. Энергообеспечение и ум, вложенные в достижение этой цели, обусловили создание современного японского общества потребления.

    ЯЦП предложил ряд новых программ для нового тысячелетия, опирающихся на три принципа: поддержание социальной справедливости и «прозрачности»; возрождение промышленности и экономики, а также стимулирование устойчивого роста; вклад в международное развитие, включая содействие сохранению глобальной среды обитания. Эти принципы актуальны не только для Японии, но и для большинства стран СНГ. Развивая эти принципы, нужно сделать наше общество открытым, таким, в котором поддерживаются социальная справедливость, прозрачность и обеспечивается высокое качество жизни. Наша актуальная задача — создать в СНГ мощные центры производительности. Он должен осуществлять: интервьюирование по вопросам производительности представителей разных научных дисциплин; исследование положительного и отрицательного воздействий различных подходов к производительности; изучение различных методов измерения и факторов роста производительности, а также их классификации; отбор приоритетных отраслей и подробный анализ тенденций производительности в качестве составной части общей оценки результативности; разработку моделей процесса управления производительностью для организационных систем; идентификацию и оценку показателей (суррогатов, коэффициентов и индексов), пригодных для оценки производительности; определение конкретных методов квантификации, шкал для практического использования измерителей производительности; разработку таксономии для классификации и понимания вопросов контроля производительности и её повышения; изучение важнейших факторов, определяющих успех партисипативных программ; разработку стратегического плана программы или мероприятий в области повышения производительности.

    Развивая эти принципы, можно сделать республики СНГ открытыми для всего мира государствами, в котором поддерживаются социальная справедливость, прозрачность и обеспечивается высокое качество жизни.

    Литература
    1. Tomohiro Ohashi. Japanese Administratuve Reform. Role of the Government in Productivity improvement in Asia. — APO, Tokyo, 1994.
    2. Саханова А.Н. Управление производительностью в Японии. — Алматы: Экономика, 1999. — С. 81—85.
    3. HRD Around the World. Vol. 12, № 5, 1988, p. 5.
    4. Amaya, T. Recent trends in Human Resource Development. Japanese Industrial Relations Series, № 17. — Tokyo, The Japanese Institute of Labour, 1990.
    5. Ahluwalia, Isher Judge. Productivity and Growth in Indian manufacturing. — Oxford, Oxford University Press, 1991.