Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Русская версия сайта Английская версия сайта Китайская версия сайта Перейти на главную страницу

О нас Новости Программы обучения Online-обучение Работодателям        Поиск Войти
Новости
  • Наши новости
  • Публикации
  • Нормативные документы и приказы
  • О ВШГА МГУ
  • Миссия
  • Преимущества
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Диссертационный совет МГУ.08.08
  • Международная деятельность
  • Попечительский совет
  • Студенческий совет
  • Администрация
  • Магистранты
  • Общежитие
  • Преподаватели
  • Учебная часть
  • Партнеры
  • Спонсоры
  • Ссылки
  • Контакты
  • ПОЗНАВ СОВЕРШЕНСТВО, не соглашайтесь на компромисс!




    ВШГА МГУ - это подготовка кадров среднего и высшего звена для органов государственной власти РФ, крупных государственно-частных корпораций и бизнес-структур.

    ВШГА МГУ - это обучение на основе лучшего опыта зарубежных школ публичной администрации и традиций российского образования.

    ВШГА МГУ - это интересное общение в дружном коллективе.

    Высшая школа государственного администрирования - факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, член Международной ассоциации школ и институтов администрирования (IASIA) и Европейской группы государственного администрирования (EGPA).




    <b>О Национальной школе администрации Франции (ENA)</b>

    О Национальной школе администрации Франции (ENA)


    Оригинал статьи (PDF)


    Аудио-версия статьи



    Выпускников Национальной школы управления (ENA — Ecole Nationale d'Administration) называют энархами. Их совсем немного — за 65 лет существования этого учебного заведения его диплом получили всего 6500 человек. В масштабах Франции, где госслужащие составляют примерно 20% занятого населения, то есть около 5 миллионов, — это капля в море. Но если заглянуть в личные дела французских управленцев высшего звена, то обнаружится, что в 70-е годы XX века в стране царила полная «энар-хия». Более трети тогдашних представителей власти были выпускниками ENA, включая президента Валери Жискар д'Эстена и премьера Жака Ширака. В списке энархов многие министры, сенаторы, депутаты Национального собрания, мэры и префекты. Там же — партийные лидеры, директора банков и промышленных предприятий. Французский исследователь Шарль Деламар, перефразировав знаменитую реплику Людовика XIV «Государство — это я», заметил по поводу такого засилья: «Государство — это ENA».

    Слово «энарх» в 1970-х звучало во Франции примерно так же, как в 1990-х «олигарх» в России. Один из основателей Социалистической партии Франции, Жан-Пьер Шевенман, выпустил в 1967 году нашумевшую книгу, в которой назвал французскую государственную систему кастовой.

    Прошло 40 лет, и процент энархов в высших эшелонах власти уже не так значителен, но престиж этого заведения по-прежнему очень высок. Президент Франции Николя Саркози не энарх, да и в кабинете министров выпускников ENA единицы, но, к примеру, Сеголен Руаяль, которая чуть не обошла Саркози на выборах 2007 года, окончила эту знаменитую школу. На международной арене славу ENA крепили такие деятели, как бывший директор-распорядитель МВФ Мишель Камдессю и недавно оставивший пост генерального директора ВТО Паскаль Лами.

    Среди иностранных слушателей школы были первые люди государств, например, бывший президент Бенина Нисефор Согло или бывший премьер-министр Тоголезской Республики Эдуар Коджови Коджо. Да чего далеко ходить — из последних 13 послов Франции в нашей стране 12, включая нынешнего, энархи.

    ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ОРДОНАНС

    Традиция готовить элитные кадры для госуправления восходит к Наполеону, который задался целью создать жестко централизованную бюрократическую систему наподобие военной и церковной. На долгие годы основным центром подготовки профессиональных государственных служащих стала Политехническая школа (Ecole Polytechnique). Великий корсиканец стремился открыть дорогу на государственную службу одаренным людям всех сословий и с этой целью внедрил конкурсную систему найма чиновников. В Политех тоже мог поступить каждый, выдержавший вступительные экзамены, и все же простолюдину пробиться туда было трудно, особенно после реставрации — в 1848 году только 1% студентов школы были выходцами из простых семей.

    Другой великий француз, Шарль де Голль, ордонансом «Об административной реформе» основал 9 октября 1945 года новую кузницу руководящих кадров — ENA. Национальная школа управления действует при Государственном совете Франции, вице-президент которого является председателем ее высшего органа — административного совета. Директор ENA назначается декретом Совета министров и может быть снят только по представлению административного совета.

    Перед школой была поставлена задача дать будущим чиновникам своего рода общий управленческий язык, что должно было облегчить взаимодействие различных ведомств. С помощью ENA власти надеялись также демократизировать управленческую систему: принимали в школу по конкурсу, выпускники же получали доступ к государственным должностям тоже после общего конкурса. Но вот незадача — к 1981 году дети из «простых» семей в ней составляли лишь 3% от общего числа учащихся. Причина понятна — выпускникам обычных, не престижных школы или университета было не под силу выдержать трудные вступительные экзамены.

    Чтобы устранить эту диспропорцию, руководство школы в 1990 году пошло на решительные меры. В дополнение к «внешнему» (для французов с дипломом о высшем образовании) и «внутреннему» (для госчиновников со стажем не менее четырех лет) конкурсам был введен «третий конкурс» — для кандидатов с опытом работы вне госслужбы, в том числе — неслыханная вещь! — в частном секторе. Это нововведение плюс специальные подготовительные курсы для кандидатов из низших слоев позволили расширить социальный состав учащихся. В 2005 году ENA в рамках программы децентрализации власти была после долгих дебатов переведена из Парижа в Страсбург — поближе к «единой Европе» и подальше, от столицы. Это тем более оправдано, что с 2004 года граждане Евросоюза получили возможность поступать в школу на общих с французами основаниях. От них требуются лишь диплом о высшем образовании, свободное владение французским языком и твердые познания в области международного права, экономики, финансов, политического и административного устройства Франции и стран Европы (на деле пройти жесткий конкурсный отбор смогла пока только одна соискательница из Бельгии). Для французов экзамены сложнее, чем для иностранцев, ведь в результате студенты получают не только бесплатное образование, но и гарантированное распределение на госслужбу.

    Учиться в ENA могут и граждане стран, не входящих в Евросоюз. Конкурсные экзамены для них организуют французские посольства: сначала соискатель подает досье, затем проходит устное и письменное тестирование. Обучение для иностранцев платное (в отличие от французов, обучение которых идет за счет бюджета). Иностранцы здесь учатся по двум программам: так называемым длинному (16 месяцев) и короткому (9 месяцев) международным циклам. Первый отличается от полного двухгодичного «французского» отсутствием одного учебного модуля: «Государственное управление и менеджмент». Все другие курсы с соответствующими стажировками иностранцы проходят вместе с французскими слушателями. По окончании длинного цикла выдается диплом магистра МВА, короткого — сертификат о повышении квалификации.

    Внешне студенты ENA выглядят совершенно обычно — вполне демократичная разношерстная публика: вчерашние выпускники вузов и молодые чиновники, треть учащихся — иностранцы. По вечерам устраивают шумные вечеринки в своем кругу. В самом городе развлечься особо негде: Страсбург — место откровенно скучное. Утром спешат — пешком, не на «феррари» — в старинное здание под номером 1 по улице Сент-Маргерит, чтобы успеть до 8:30, времени начала занятий, выпить кофе. Цены в кафе школы для разных посетителей разные. Энархи получают эспрессо за 80 евроцентов, все другие — за 1.10 евро. «На первом же собрании директор заявил, что вы элита, сливки общества и вас ждут великие свершения», — вспоминает Евгения Короткова. В 2007 году она в числе еще 40 иностранцев, отобранных из 470 претендентов, была по конкурсу зачислена в ENA.

    Чтобы разношерстная компания вчерашних абитуриентов сплотилась, прониклась корпоративным духом, через две недели после начала учебного года новоиспеченных студентов везут в горы на интеграционный семинар. Там каждый курс выбирает себе название. Ночь напролет студенты семью турами голосования решают, чье имя будет носить их выпуск. Предложения могут быть любые: от Гомера Симпсона до Чарли Чаплина. Побеждают, правда, чаще всего знаменитые французы. Имя курса — отражение его духа и одновременно идентификационный знак «для своих».

    В ХВОСТ И В ГРИВУ

    Занимаются со студентами около 1000 специально приглашенных специалистов, которые проводят мастер-классы, семинары, лекции. Вот тенистый дворик пересекает Жан Валин, вице-президент Генерального совета департамента Нижний Рейн, в прошлом президент Страсбургского университета имени Робера Шумана. Он читает курс административного права. Мэтру нет нужды излагать перед этой аудиторией канонические теории типа иерархии норм, они и так знакомы всем слушателям. Сегодня он будет рассказывать о том, как проходят выборы в его департаменте. Причем коснется подробностей отнюдь не академического характера. В частности, сообщит, что большинство чиновников-исполнителей законов знать не знают, а руководствуются исключительно циркулярами, поступающими из министерств. И расскажет, как эти циркуляры можно использовать в случае необходимости.

    На следующей лекции по экономике «Конкуренция и ее регулирование» высокопоставленный сотрудник Счетной палаты будет говорить о рекламных кампаниях, в частности о том, что слоган «Найдите дешевле, и мы компенсируем разницу» служит вовсе не для привлечения клиентов. Это способ выявить недобросовестных конкурентов — участников трастовых договоров (когда несколько фирм договариваются о цене на товар и никто из группы, под угрозой штрафа, не может продавать его дешевле). Рынок большой, за каждым продавцом не уследишь, и компании ведут мониторинг цен с помощью покупателей, без ведома последних. Часовой перерыв на обед. Один иностранный язык, потом другой. Далее семинар «Управление кризисом». Его ведут сразу 27 полковников разных спецслужб: пожарной, жандармерии, разведки, вооруженных сил. Студентов делят на группы. «Нашими четырьмя командами руководили четыре префекта (!), — вспоминает Евгения Короткова, — это уровень российских губернаторов регионов».

    Занятия заканчиваются ближе к 20 часам, но есть еще факультативы — это плюс полтора часа. А к утру надо сделать выжимку из какого-нибудь 50-страничного досье: «Проект ветряных электростанций в Пикардии». И так весь первый год - Тяжело в учении... Но именно такие разносторонние управленцы нужны в современном мире. Чиновник должен уметь за пару дней квалифицированно подготовить любую бумагу, будь то досье по ветряным электростанциям или нота комиссару Генеральной дирекции Еврокомиссии о необходимости принятия законодательных мер в области ипотечного кредита. Потому-то значительную часть учебного времени студенты проводят вне стен особняка на улице Сент-Маргерит.

    В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ

    Каждый учебный модуль завершается стажировкой. Уже после двухмесячного вводного курса будущих энархов рассылают стажироваться «на места»: после модуля «Европа» — в европейских институтах власти, после «Территорий» — во французских префектурах. Обращаются там с будущими энархами как с полноценными работниками. Евгении Коротковой выпало стажироваться в Торгово-промышленной палате Парижа. Ей показали рабочее место, и на следующее утро руководитель отдела вручил студентке толстую пачку документов, писем и запросов, на которые нужно было срочно дать ответ. Встречи, командировки, консультации в министерствах, советах, палатах, мэриях, бесконечные папки с самыми разными бумагами: балансовыми отчетами, техническими описаниями, проектами всего на свете, — и неизменная записка руководителя: «Представить в двухдневный срок».

    И попробуйте не представить. Дирекция ENA не дремлет: в личном деле студента фиксируется практически каждый его шаг. Достижения и провалы скрупулезно переводятся в десятые доли балла, соответственно со знаком плюс или минус. Руководитель стажировки посчитал вас недостаточно ответственным и трудолюбивым — это минус, зато в нужный момент вы проявили инициативу — это плюс.

    Возвращение в Страсбург, отчет о стажировке, лекции, «мозговые штурмы», промежуточные тесты. Короткий отпуск — и снова «в поле». А там очередной руководитель потребует представить проект закона о введении экологического налога на грузовой транспорт или отчет о сельскохозяйственной политике Евросоюза и на все это даст максимум шесть часов. Те, кто раньше покрывался холодным потом при слове «экзамены», начинают о них мечтать.

    ПЕРВЫЕ И ПОСЛЕДНИЕ

    Все французы, обучающиеся в ENA (всего в год меньше 100 человек) могут рассчитывать на classement, или «распределение». Здесь это отнюдь не тяжкая повинность, нависавшая когда-то дамокловым мечом над советскими студентами. Распределяют выпускников в учреждения более чем солидные: лучшие могут рассчитывать на Счетную палату, Генеральную инспекцию финансов или Государственный совет. Далее по престижности идет Корпус советников по иностранным делам. Примерно половина выпуска попадает в Корпус гражданских администраторов и Корпус префектов. Где-то в хвосте списка стоят административные суды. Худшим придется довольствоваться тем, что останется, но даже у самого плохого студента есть выбор — мест всегда чуть больше, чем претендентов.

    Впрочем, все идет к тому, что распределение «по баллам» будет отменено: просто потому, что хороший студент — не обязательно хорош для какого-то конкретного места службы. Зачастую министерство предпочитает выпускника с более низким общим баллом, но с хорошими оценками по определенным дисциплинам, или с опытом работы в профильной области, или с более убедительной мотивацией.

    В день вручения конвертов с финальными оценками в особняке на улице Сент-Маргерит царит нервное оживление. Амбициозные молодые люди ходят с бледными лицами — в этих конвертах ближайшие 10 лет их жизни. Так что, если какая-нибудь девушка, обнаружив среди своих оценок низкий балл за «Управление финансовыми потоками», зальется слезами, не подумайте, что это сработал синдром отличника. Из-за этой оценки она съехала вниз по рейтинговому списку и теперь уже не может рассчитывать на то место, о котором мечтала. А занимать его придется долго — за 50 000 евро, которые бюджет потратил на ее учебу, нужно отработать 10 лет на госслужбе. Нет, конечно, в демократической стране никто никого не неволит. Вернув государству деньги за обучение, выпускник может «надеть домашние тапочки». Выражение это вошло в энарховский сленг из сленга политехов. Так в Высшей политехнической школе говорят про тех, кто по окончании курса не идет на несколько лет в армию (что предусмотрено контрактом), то есть не «надевает сапоги». Когда-то «тапочничество» считалось дурным тоном — в ENA шли не только за карьерой, но и чтобы служить государству. Однако сегодня 31% выпускников работает в частном секторе. Редко в какой крупной нефтяной компании или коммерческом банке вы не обнаружите в числе топ-менеджеров хоть одного энарха. Обычная практика: частная компания просто «выкупает» его у государства. Правда, теперь выпускник обязан выплачивать долг из собственного кармана, но это препятствие легко обходится.

    У иностранных слушателей проблем с распределением нет. Так что Евгения Короткова не слишком волновалась, когда вскрывала конверт с финальными оценками. Она знала, что с дипломом ENA ей открыты все пути. Сейчас Евгения работает во Французском государственном агентстве по стимулированию внешнеэкономической деятельности предприятий. Опыт, который она здесь приобретет, потом можно будет с успехом применить и в России, и в Европе.

    НА РОССИЙСКОЙ ПОЧВЕ

    В кампусе МГУ на Воробьевых горах в начале 2000-х выросло небольшое здание с табличкой «Высшая школа государственного администрирования» (ВШГА), мало похожее на огромные университетские корпуса. Его интерьеры тоже разительно отличаются от того, к чему привыкли российские студенты — они ультрасовременны, каждая аудитория оборудована интерактивными досками и экранами для проведения видеоконференций. В январе 2007 года школа приняла первых слушателей: 18 человек, из которых до выпуска дотянули лишь 10. Это были первые российские «энархи» — свой курс они назвали «Петр I».

    Девиз ВШГА: «Служить государству». Требования к поступающим разрабатывались совместно с французами, курс рассчитан на те же два года, содержание и методика обучения тоже очень похожи. Занятия ведутся по нескольким направлениям: госадминистрирование, финансы, экономика, административное право, иностранные языки. Их обязательно два: английский (его сдают при поступлении) в продвинутом варианте и французский с нуля. Читают преподаватели-практики — россияне и французы. Последние ведут занятия на английском. Слушатели стажируются в государственных органах власти, но практики в ВШГА пока что меньше, чем в ENA, — три месяца вместо года. В прошлом году ВШГА выпустила уже 50 человек. В школе нет системы распределения, однако диплом магистратуры МГУ котируется почти как диплом ENA и позволяет выпускникам претендовать на высокие должности. «В Академии госслужбы — массовая подготовка, там служащих выпускают тысячами, а здесь элитное образование», — говорит выпускник ENA Владимир Еремин, занимающий теперь пост первого заместителя директора школы.

    Бюджетных мест в ВШГА 10, из них три зарезервированы для победителей конкурса «Во благо Отечества». Остальные 40 мест — платные. Деньги может вносить сам студент или организация, направившая его в ВШГА.

    Владимир Еремин уверен, что на российской почве опыт ENA даст прекрасные всходы: «Французская и российская системы очень похожи: вертикаль власти, министерства, регионы, местные парламенты. Когда я учился в ENA, то одна из стажировок у меня была во французской префектуре, и там свой российский опыт я применял вполне успешно». Так что не исключено, что наши российские «энархи» когда-нибудь доведут отечественное госуправление до западного уровня.


    ССЫЛКИ
    ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
    Магистратура
    Государственная итоговая аттестация
    Трудоустройство выпускников
    Ассоциация выпускников
    Открытые семинары
    Совет молодых ученых
    Наша библиотека
    НОВОСТИ

    14.11.19

    Проект "Профстажировки 2.0" презентовали в МГУ

    01.11.19

    Состоялась лекция «Поиск работы мечты - практические советы по трудоустройству»

    31.10.19

    Приказ номер ПР-240-19/124-50 от 30.10.2019 Об утверждении правил приема в МГУ в 2020 году

    24.10.19

    25 ноября состоится лекция- ««Менеджмент сегодня и завтра: актуальные тенденции»

    15.10.19

    Cостоялась лекция «Карьера и социальные лифты на государственной службе: истории успеха.
    Лидерство, команды, скиллы. Что нужно уметь и что нужно развивать для успеха.»

    15.10.19

    Международная научно-практическая конференция: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ОБЩЕСТВО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ».

      АРХИВ НОВОСТЕЙ

    ПУБЛИКАЦИИ

    02.09.19

    Владимир Квинт: "Научная школа стратегии МГУ - сильнейшая в мире"

    25.08.19

    Рецензия на книгу: Владимира КВИНТ КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИРОВАНИЯ. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХИГС, 2019. журнале "Финансы и кредит"

    09.07.19

    Учебно-методическое пособие "ПРОФЕССИЯ– ГОССЛУЖАЩИЙ"

      АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ